Страх — неизбежный спутник нашей жизни. Постоянно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти. Вся история человечества состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх. Магия, религия и наука вносят свою лепту в этот процесс. Посвящение себя Богу и любви, исследование законов природы, аскетический образ жизни и философское познание едва ли способствуют избавлению от страха, но помогают его переносить и, может быть, делают наше развитие более плодотворным. Надежда на возможность прожить без страха остается иллюзией, он пронизывает человеческое существование и является отражением нашей зависимости и нашего знания о неизбежности смерти. Мы только пытаемся противопоставить ему мужество, доверие, знания, силу, надежду, покорность, веру и любовь. Это помогает нам ужиться со страхом и объяснить его, но он постоянно побеждает вновь. Мы скептически относимся к методам, направленным на освобождение от страха: они не оправдывают наших надежд.
Хотя страх неотступно пронизывает нашу жизнь, он не всегда осознается, возникая в сознании лишь на мгновение и концентрируясь на внутренних или внешних переживаниях. Мы пытаемся смягчать, преодолевать, успокаивать, обманывать и отрицать страх с помощью различных, от раза к разу все более совершенных психотехнических приемов. Однако как смерть не прекращает свое существование, несмотря на то, что мы стараемся о ней не думать, так и страх не исчезает.
Страх существует независимо от культуры и уровня развития народа или его отдельных представителей; единственное, что изменяется, — это объекты страха, ибо как только мы полагаем, что победили или преодолели страх, появляется другой его вид, а также другие средства и мероприятия, направленные на его преодоление. Мы уже не боимся грома и молнии, затмений солнца и других небесных тел, относясь к ним просто как к интересным явлениям природы, но не можем избавиться от переживаний страха, так как исчезновение некоторых предрассудков не исключает возможности гибели мира. Сегодня мы испытываем страх перед угрозой новых болезней, возможным несчастным случаем на транспорте, страх старости или одиночества.
Методы борьбы со страхом до сих пор почти не изменились. Только сегодня мы пытаемся преодолеть страх с помощью фармакологических средств, а не путем принесения жертв и магических заклинаний; однако страх по-прежнему остается с нами. Закономерность существования страха в истории человеческого рода очевидна — преодолевая определенные страхи благодаря успехам науки и техники, мы приобретаем новые. В сущности, страх — неизбежный спутник жизни, иного не дано. Один из новых видов страха присутствует в современной жизни: мы знаем, что страх увеличивается, если наш образ жизни и деятельности изменяется вопреки нашему желанию. Мы боимся потерять свои силы, мы думаем об угрозе применения атомного оружия или о нарушении природного равновесия.
Существование человека носит двойственный характер: оно подобно бумерангу, направленному на нас самих. Наше желание властвовать и одновременно любить и смириться неосуществимо, ибо воля к могуществу и обладанию направлена против человеческого естества и вызывает страх, который при манипулировании им приводит к душевной опустошенности. Если раньше человек испытывал страх перед силами природы, будучи беззащитным перед ними, а также перед демонами и могущественным Богом, то теперь он боится самого себя. Очевидно, что каждый человек имеет свои личностные видоизменения страха: страх тем менее выражен, чем более абстрактными для данной личности являются смерть, любовь или другие представления. Каждый человек имеет собственную индивидуальную форму страха, которая так же присуща только ему, как и его индивидуальная форма любви и его собственная, индивидуальная неизбежность смерти. Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности. Уклонение от формулирования и объяснения страха приводит к его стагнации, это тормозит дальнейшее развитие личности: она остается на том уровне детства, когда границы страха непреодолимы. Страх всегда возникает, если мы оказываемся в неразрешимой или еще не разрешенной ситуации. Каждый этап развития, каждый шаг к зрелости связаны со страхом, если они приводят к чему-то новому, до этого неизвестному и неизведанному во внутренней или внешней ситуации, к еще не переживавшемуся нами. Все новое, неизвестное, впервые случившееся или еще переживаемое наряду с привлекательностью нового и захватывающим чувством наслаждения, риском и приключениями также сопровождается страхом. Так как в нашей жизни всегда встречается что-то новое, недостижимое и неизведанное, ее всегда сопровождает страх.
Совершенно нормальными представляются страхи, связанные с возрастными изменениями. Вспоминая о наиболее значительных событиях нашей жизни, мы говорим о страхе, который овладевает ребенком в начале школьного периода его жизни, когда он меняет привычные семейные отношения на новые, утверждая себя в новом обществе. Мы вспоминаем наше отрочество и юность — первое знакомство с противоположным полом, эротическое томление и тягу к сексуальным встречам, первые шаги в профессиональной жизни, создание своей собственной семьи, материнство, наконец, смерть родителей — и всегда находим страх, который овладевает нами перед первым приобретением нового опыта.
Наряду с этими страхами существует множество индивидуальных страхов, не типичных для указанных выше пограничных ситуаций. Эти страхи не могут быть поняты другими, потому что они непознаваемы для нас самих. Для одних пусковым механизмом страха является одиночество, для других — скопление людей, у третьих приступы страха возникают, когда они переходят через мост или пустое пространство, четвертые не могут находиться в замкнутом пространстве; пятые испытывают страх при виде безобидных животных — жуков, пауков или мышей.
Итак, представить себе все многообразие людских страхов практически невозможно, так как при ближайшем рассмотрении выделяются новые варианты определенного страха. Именно поэтому желательно определить и описать «основные формы страха». В экстремальных вариантах страх принимает разрушительные формы или переносится на другие объекты. Дело в том, что мы склонны связывать непреодолимый и не переработанный страх с совершенно безобидными эрзац - объектами, от которых легче уклониться, чем от истинного источника страха.
Первое требование, соответствующее в нашей аллегории ротации, означает, что каждый индивидуум для достижения самостоятельности и неповторимости своей личности должен отграничить свою индивидуальность, не утрачивая ее при общении с другими людьми. Это требование сопровождается страхом, который угрожает нам, когда мы отделяем себя от других. Он возникает с момента рождения и связан с тем, что мы — часть общности и боимся одиночества и изоляции.
Второе требование состоит в том, что мир, жизнь и человеческое сообщество открыты для участия человека и требуют отказа от собственного Я, а в противном случае они чужды, существуют независимо от нас и вне нас. Это требование подразумевает, как это явствует из вышеизложенного, самоотречение и самоотдачу. С этими понятиями связаны все страхи, заключающиеся в боязни утраты Я, и возникающие вследствие необходимости самоотдачи, нежелания лишиться своей единичности и принести себя в жертву другим. Это приводит к зависимости от окружения, чувству покинутости и бессилия, которые возникают при угрозе утраты независимости и защищенности.
Третье требование означает наше стремление к неизменности и продолжению. Мы должны так распоряжаться собственной жизнью, так планировать свое будущее и стремиться к нему, как будто жизнь безгранична, мир стабилен, будущее предвидимо, существование непреходяще, — и одновременно знать, что наша жизнь наполовину состоит из смерти и в любой момент может прерваться. Это требование дает нам возможность отстраниться от неопределенности будущего и таким образом гарантировать себе хоть какую-то устойчивость и защиту.
И наконец, четвертое требование состоит в том, что мы всегда стремимся к расширению, изменчивости, развитию и преодолению, отказываясь от уже изведанного, преодолевая традиции и обыденность, расставаясь с достигнутым, для того чтобы попытаться пережить неизведанное. С этим требованием, которое дает нам возможность наслаждаться жизнью и развиваться, безостановочно и настойчиво открывать новое и проникать в тайну неизведанного, тесно связан страх перед необходимостью преодоления существующего порядка, правил и законов, инертных привычек, которые удерживают, сковывают и ограничивают наши возможности вопреки нашему стремлению к свободе. Этот страх противоположен ранее описанным страхам, при которых смерть ассоциируется с преходящим характером жизни.
Итак, познакомимся с четырьмя основными формами страха:
Страх перед самоотвержением, переживаемый как утрата Я и зависимость. Страх перед самостановлением Я, переживаемый как беззащитность и изоляция. Страх перед изменением, переживаемый как ощущение изменчивости и неуверенности. Страх перед необходимостью, переживаемый как ощущение окончательности и несвободы.
В зависимости от степени выраженности одного из четырех способов существования в мире можно описать и различные проявления их нарушений в легкой, средней и тяжелой степени. При этом мы должны оценивать соответствующие конституциональные особенности и ориентироваться на оценку биографического фона.
При определении четырех типов структуры личности используются основные понятия учения о неврозах, применяющиеся в практических целях для характеристики так называемого психического здоровья. Эти понятия применимы как для осмысления биографических основ становления личности, так и для описания невротических вариантов развития, в связи, с чем введение новых терминов и определений кажется нам излишним.