Эта глава - первая из глав раздела, посвященного рунам и рунной магии. Может возникнуть резонный вопрос - зачем это знать? Но на самом деле существует множество причин для хотя бы поверхностного изучения религии Северных народов. Руны - это лишь часть религии, и познать их смысл можно только зная народ, который их создал, и представление этого народа об окружающем мире. И то, и другое в полной мере представлено в скандинавских сагах - сказаниях о богах и героях. Я не буду приводить здесь мегабайты текстов - мифы и легенды можно достать где угодно. Я приведу здесь лишь выводы, которые следуют из этих текстов.
Вселенная Викингов
В отличие от многих народов, викинги построили свою Вселенную детально, логично и связно. Мир викингов не просто плоский круг с безликими границами и территориями, это результат гармонии и сожительства множества сущностей, которые являются основой мира. Вселенная состоит из девяти (!) миров, и из широко известных мифологий эта, пожалуй, установила своеобразный рекорд.
Миры скандинавы выделяли следующие - Митгард (мир людей), Йотунхейм (мир великанов), Муспельхейм (мир огненных великанов), Нифльхейм (мир снежных великанов), Ванахейм (мир добрых духов) - эти миры находятся как бы на одной вертикали. Выше - Лёссальфахейм - мир эльфов, еще выше - Асгард, обитель богов. Ниже уровня Митгарда - Свартальфахейм (мир черных карликов - гномов), еще ниже - Хел, мир умерших.
Эти названия примерно переводятся как Дом Огня и Дом Холода. Муспельхейм и Нифльхейм - изначальные миры. Когда не было остальных семи стран, на свете уже были царства огня и холода, и в них уже жили великаны - огненные и снежные.
Нифльхейм на самом деле имеет смысл гораздо больше, чем "царство снега". Этот мир воплощает собой все воспринимающее. Его энергетика - пассивная, Нифльхейм не в состоянии самостоятельно произвести на свет плоды, для этого ему не хватает активной энергии. Муспельхейм, наоборот, исполнен активной энергии, но она также не может принести плодов без базы. Муспельхейм похож на янь, Нифльхейм - на инь. Изначально разные, эти миры всегда находились в гармонии. Казалось бы, лед должен остудить пламя, а пламя - погасить лед. Но ничего подобного не случалось - обитатели этих миров никогда не воевали друг с другом, напротив, как и все великаны, были союзниками.
Интересно отметить, что Муспельхейм в каком-то смысле самый неизученный мир. Во всех остальных мирах побывали или люди, или Один, Отец Богов, или Тор-Громовержец. Но в Муспельхейм, охраняемый Суртом с огненным мечом, не заходил никто и никогда. Нифльхейм, напротив, более посещаемый, там не раз бывал Тор, и характер этого мира более-менее ясен. Снежные Великаны, как и Йотуны, нападают на Митгард и Асгард, но с меньшим энтузиазмом. Некоторые из них вообще предпочитают сидеть в Нифльхейме и не выходить далеко за пределы своего мира.
Интересно отметить также географические аналогии в местонахождении этих миров. Нифльхейм находится на севере, и, если вспомнить, где находится Скандинавия, то станет ясно, что Нифльхейм - не что иное, как полярные льды, возможно, часть Гренландии (именно викинги, кстати, открыли этот остров, но жестоко ошиблись, дав ему имя Зеленая Земля). В любом случае становится понятно, почему Нифльхейм выступает малонаселенным и злым миром. Интереснее история с Муспельхеймом. Казалось бы, огненные великаны обязаны быть сделаны из огня, должны гореть и светится. Но Сурт, единственный Огненный Великан, который как-то описан, назван "обожженным до черноты". Это наводит на мысль, что Муспельхейм - это Африка, где живут "обожженные до черноты великаны". В таком случае уместно предположить, что Муспельхейм мало описан потому, что викинги не смогли проникнуть внутрь африканских стран.
Результат взаимодействия этих миров - Творение Земли. Нифльхейм предоставил "материал" - глыбы льда, в которые огонь Муспельхейма вдохнул жизнь. Это еще раз подтверждает догадку о том, что Нифльхейм выступает с женской, а Муспельхейм - с мужской энергетикой. Стихии этих миров достаточно очевидны - Муспельхейм - Огонь, Нифльхейм - Вода. Следует отметить, что у викингов Воды как таковой нет, существует лишь Лед, но в классическом делении на стихии этот Лед полностью соответствует Воде.
Йотунхейм
Обитатели этого мира по хронологии вторые после Огненных и Снежных Великанов. После того, как глыбы льда Нифльхейма столкнулись с искрами жизни Муспельхейма, возник Великан Имир. Тогда еще не было твердой земли, и где находился Имир - несколько не проясненный вопрос, судя по всему, он, как и его дети и неожившие глыбы льда, находился в пустоте. Важно другое - Имир дал начало роду великанов и построил мир по своему желанию. Питались Имир и его потомки молоком коровы Аудумблы, которая облизывала ледяные глыбы. После того, как Один, Вилли и Ве - первые из Асов - убили Имира, весь его мир утонул в крови. Спаслась только пара великанов, потомки которых населили затем свою страну.
После убийства Имира из его тела были сделаны Земля и Небо, а также деревья, звезды, моря и океаны. Образовались Митгард и Йотунхейм, последний Асы специально подарили великанам.
Тролли, Ётуны или Инистые Великаны - воплощение силы, злобы, коварства и родоначальники всего плохого, что есть в этом мире. Их образ действий - грубая сила и коварство. Стихия этого мира - Земля. Почти все Тролли агрессивно настроены против людей и Асов, основные сражения идут именно с ними. Ётуны насылают на мир всевозможную непогоду, град, снег, шторма и снежные лавины. В то же время Йотуны - воплощение природных сил: они не знают разума, но, тем не менее, сильны.
Забегая вперед, скажем, что викинги признавали за природой мудрость. В чем это проявлялось? Прежде всего, в том, что источник истинной мудрости находился именно в Йотунхейме. Случайность? Вряд ли, в подобного рода текстах каждая деталь имеет свое значение. В то же время северяне явно находили добродетель в борьбе с природой, поскольку войны Тора с великанами, воплощениями злых сил этой природы, были главными подвигами. Так как же устранить это противоречие? На востоке сделали следующим образом - приняли злую составляющую природы как должное (правда, надо отметить, что в таком масштабе такого рода стихийных бедствий, как снежные бури, град и лавины на востоке не было), и не стали с ней бороться, не стали подминать природу под себя, оставляя за ней право делать то, что ей угодно - ведь она мудрая. Таким образом было положено начало "восточному пути развития". Северяне сделали по-другому - они понимали мудрость природы, но мириться с градом и снегом не хотели. Они представляли природу как столб мудрости, залепленный грязью злых проявлений, и полагали, что добраться до мудрости можно только путем устранения этой грязи, что с удовольствием делали. А вот это уже "западный путь развития". Кто прав - восточные или северные жители? Однозначного ответа на такой вопрос дать нельзя - все правы. Главное - не впадать в крайности - чрезмерное подчинение природе приведет к смерти от голода и холода, а чрезмерная борьба с ней - к гибели от смогов и озонных дыр.
Что соответствует географически данному миру, миру Йотунхейма? Это не то весь мир восточнее Скандинавского полуострова, не то Русь, не то другие государства. Надо отметить, что для всех географических территорий позднее появились внятные названия, например, Русь именовали Гардарики. Йотунхейм, если когда-нибудь и существовал в природе, позднее просто был заменен в связи с географическими открытиями и походами. Возможно, Йотунхейм - память того времени, когда путешествий толком еще не было, и мир за границами своего дома или своей деревни был непонятным и пугающим. Тогда и придумали обозначение для всего, что на востоке, и для всех тамошних жителей, а заодно свалили на них все природные катаклизмы - чтоб не зря их бояться и не зря с ними воевать.
Асгард
Эта страна, которую Один, Вилли и Ве сделали для себя, после чего Один населил ее своими сыновьями (Асами), редкими жителями других миров (Нйорд, Фрейр и Фрейя из Ванов, Локи - из Великанов), а также душами воинов, которые умерли с мечем в руках.
Последние проживают в Валгалле и ждут последней битвы. Асы - это боги, посылающие на Землю защиту для людей от великанов, также они следят за жизнью человечества. Одно из главных отличий религии викингов от других - существование отрицательных качеств у богов. Они уже не считаются непогрешимыми, как, например, бог у христиан, не являются абсолютно хорошими, как у китайцев, и несут (хотя и в будущем) ответственность за свои злодеяния, в отличие от греческих олимпийцев. Асы и воюют, и убивают, и нарушают клятвы, но в целом они, конечно, необходимы человечеству, без Асов люди не смогли бы сопротивляться Великанам. Вообще Асы удивительно похожи на людей - они также смертны (если бы не волшебные яблоки, обитатели Асгарда уже давно бы сошли в небытие), также могут быть покалечены, они далеко не всемогущи, и так далее. Поэтому Скандинавские Саги здесь тоже выгодно отличаются от остальных мифологий - боги приближенны к людям, так же могут любить и страдать, поэтому и ведут они себя по-человечески, в отличие от тех же Олимпийцев.
Подробно рассказывать об Асах вряд ли имеет смысл - гораздо проще прочитать первоисточник.
Свартальфахейм и Лёссальфахейм
Это миры карликов - черных (Сварт-) и светлых (Лёсса-). И те, и другие были созданы из червей, которых Один, Вилли и Ве посчитали бесполезными и сделали из них гномов и эльфом.
Гномы населяют мир под землей. Они - искусные мастера, могут творить вещи, создание которых непосильно ни для людей, ни для Асов. Гномы знают волшебство, хотя никогда этим знанием не делятся. О области создания каких-либо материальных магических ценностей им нет равных. Без изделий Гномов Асы бы не выжили, стоит лишь вспомнить Мйолльнир, оружие Тора, которым тот борется с великанами, привязь Фенрира, которая удержала самое страшное из когда-либо существовавших чудовищ, и копье Одина. Гномы ведут добычу золота и драгоценностей, их запасы больше, чем во всех остальных мирах (исключая, может быть, Асгард и Хел). Среди гномов немало мудрецов, так, например, самое умное существо на свете - Квазир - был карликом, так же как и второй после него мудрец Альвис. Единственный недостаток гномов - то, что при попадании на них солнечного света они превращаются в камень.
Обитатели Лёссальфахейма гораздо менее деятельны, чем их черные собратья. Они населяют землю и воздух над землей. Живут эльфы в деревьях, цветах, просто в солнечном свете. Эльфы большей частью бесплотны, редко показываются и выполняют только одну задачу - делать мир веселым и радостным.
Это еще одно творение Асов. Митгард - Серединная Земля - жилище людей, тот самый мир, где все мы живем. Населяют мир люди. Людей сделали Один, Вилли и Ве из деревьев, дав им жизнь, разум и румяные щеки.
Митгард подвергается атакам Йотунхейма и Нифльхейма, люди соседствуют с эльфами и гномами (но часто об этом не догадываются), защищают Митгард Асы (явно) и Ваны (косвенно).
В целом Митгард - это нечто большее, чем просто земля. Это центр симметрии Вселенной, но не просто точка, вокруг кружатся звезды, а именно объект, разделяющий противоположности и испытывающий на себе влияния этих противоположностей. Таким образом люди и Митгард в большинстве случаев оказываются между молотом и наковальней. Когда очередные сущности хотят подраться или проверить силу, достается в основном Серединной Земле. Даже последний бой - Рагнарек - произошел в Митгарде.
Не следует думать, что викинги представляли обитателей Митгарда бездеятельными. О людях сложено немало красивых легенд, которые вряд ли помогут познать сущность мира, но в полной мере опишут быт и жизнь викингов, помогут понять их жизненную философию. Эти легенды стоят того, чтобы их прочитать.
Ванахейм
Это мир, о котором почти ничего нельзя сказать. Когда он появился и откуда взялись его обитатели не известно, сами Ваны практически нигде не участвуют. Эта страна к западу от Митгарда и Асгарда, населенная добрыми, умными и очень богатыми духами.
Очередные географические аналогии приводят нас в центральную Америку, где жили племена индейцев, достаточно хорошо подходящих под это описание. Одно только золото Центральной Америки, которым веками бредят золотоискатели, доказывает богатство инков, майя и прочих. Достижения этих народов в науке и искусстве весьма велики. Вполне возможно, что викинги имели некие контакты с индейцами Центральной Америки, так как северяне оплыли чуть ли не весь мир. Во всяком случае, при начале колонизации этих мест аборигены ждали возвращения высоких людей с белыми волосами. Впрочем, "Сага об Инглингах" описывают Ванахейм как реальную страну, местоположение которой описывается как "С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, называемая Танаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой". Что это за река? Если Черное море - это то Черное Море, к которому все привыкли, то Жилище Ванов оказывается где-то в окрестности Киевской Руси. Интересно, что Сага об Инглингах пытается опустить Асгард на землю и ищет ему место к востоку от Танаквисля (чтобы Ванахейм остался западнее Асгарда). Эти попытки наводят на следующие мысли - когда походы и путешествия викингов открыли им мир, они в спешном порядке стали переделывать свою религию, пытаясь найти для Асов прообразы в виде реально живших людей, а для Ванахейма и Асгарда - реальные территории. Зачем им это понадобилось - непонятно. В Саге об Инглингах напрочь выкинуты Нифльхейм и Муспельхейм, о них даже не упоминается, зато говорится о пустынных территориях севера Швеции и о Великой Стране Черных Людей, которая безлюдна из-за зноя. Возможно, путешествия в Африку (а это, безусловно, она) развеяли мифы об огненных великанах, так же как и близкое знакомство с полярными областями - мифы о жителях Нифльхейма. Как бы то ни было, эти переделанные мифы уже далеко не так логичны и менее интересны для изучения. Далее все миры описываются без учета "осовремененных саг", исходя только из более старых.
Теперь о Ванах. Ваны - добрые духи природы , которые помогают делать почву плодородной. Эти духи не выходят за пределы Ванахейма и не встречаются с Асами и людьми. Воевали они единожды - тогда Асы напали на их страну, но Ваны обратили их в бегство и осадили Асгард, после чего Асы незамедлительно сдались и обменялись с Ванами заложниками. В дальнейшем Асы и Ваны всегда оставались добрыми друзьями. Стихия Ванахейма - Воздух.
Хел
Еще одна странная местность. Когда и кто ее создал - непонятно.
То ли она является побочным эффектом от создания мира, то ли остатком первозданной бездны, то ли вообще существовала всегда - во всяком случае, когда о Хел впервые заговорили, он уже был. В Хел правит дочь Локи - великанша, которая наполовину прекрасная женщина, наполовину - разложившийся труп. Некоторые источники, правда, смягчают картину, говоря, что она просто разного цвета - наполовину кроваво-красная, наполовину иссиня-черная. Хел населяют духи умерших, так называемых "соломенных мертвецов" - те, кто умер не на поле боя. Они либо сидят на почетных местах - это некоторые великаны, а также поверженные Асы Бальдр, Ход и Нана; либо работают, добывая Хел сокровища; либо проходят преображение - это значит, что сначала демонический пес Гарм съедает их мясо, потом дракон Нидхег грызет их кости, после этого они попадают в котел, и только потом возрождаются на землю. Вот и еще одно глобальное отличие Скандинавских Саг от других мифологий - Хел выполняет сразу три функции - страдание, трансформация и возрождение, в то время как в других религиях мертвецы либо только страдают (Греция), либо только возрождаются (Египет), а о трансформации и очистке души от уз земли вообще речи не идет.
Хел, несмотря на свою неприглядность, миру необходим. Если бы не было трансформации душ, мир стал бы скучным, потому что вновь родившиеся люди были бы в точности похожи на умерших. Хел исправляет эту ошибку других религий, возвращая людей на землю новыми, свободными и очищенными. Хел - одна из природных сил, куда входят также миры Ванахейма и Йотунхейма (Йотунхейм - злая природа, Ванахейм - добрая, Хел - неизбежная).
Мировое дерево - Иггдраззиль
Это - важнейшие элемент представлений викингов о мире, но для того, чтобы правильно понять его, необходимо сначала ознакомится с содержанием девяти миров. Итак, Мировое Дерево, Великий Ясень, Иггдраззиль - это центральная ось Вселенной. Своим существованием Мировое Дерево связывает между собой все девять миров. Корни его находятся в Нифльхейме, Асгарде и Йотунхейме. Почему именно так, а не иначе?
Корень в Нифльхейме показывает связь Иггдраззиля с первородными структурами. Ясно, что дерево не смогло бы существовать в Муспельхейме по причине жары и отсутствия влаги. Из под корня в Нифльхейме бьет источник Кипящий Котел - единственный источник тепла в этом мире холода и бездвижия - напоминание об энергии Муспельхейма. Именно Кипящий Котел был источником тех глыб льда, которые были одухотворены огнем Муспельхейма и в последствии дали жизнь Имиру, а потом и всей земле. Некоторые источники утверждают, что в Кипящем Котле проходят очистительную трансформацию духи умерших перед возрождением на Землю.
Корень в Нифльхейме - напоминание о первой составляющей Вселенной - первородной. Под этим корнем сидит дракон Нидхег, который подгрызает этот корень, и который станет причиной гибели Ясеня.
Вторая составляющая Вселенной олицетворена корнем в Йотунхейме. Эта составляющая силы природы, то есть материи, разуму не подчиняющиеся, но сильные, способные разум сокрушить. В то же время за этими силами северяне сознавали некую мудрость, недаром из-под корня в Йотунхейме бьет источник мудрости Мимира. О восприятии северянами мудрости и силы природы подробно говорилось при описании Йотунхейма.
Третья составляющая заключена в корне, который растет в Асгарде. Из -под этого корня бьет источник, называемый Урд. Около этого источника живут Норны - три великанши, которые тянут жребий судьбы миру и людям. Источник Урд дает каждому погрузившемуся в него очищение, но не ту болезненную трансформацию, что в Кипящем Котле, а мирное, спокойное вхождение в период гармонии и согласия. Возможно, Урд - это итог, который должно получить человечество в своей жизни на земле: сначала - беды и страдания от природы (Кипящий Котел), потом - познание ее мудрости и попытка очистить ее от накоплений зла (источник Мимира, зло - великаны) и наконец - гармония и покой.
Опять же не зря корень находится именно в Асгарде. Иггдраззиль как бы примиряет собой три ступени развития мира - первородные источники, великаны и Асы. Иггдраззиль устанавливает мосты между тем, откуда все пошло, той природой, которая в результате образовалась и тем разумом, который среди всего этого живет. Как уже было сказано, Иггдраззиль не дает миру развалиться, связывая его части. Как он это делает, ведь его корни всего лишь в трех мирах?
Нифльхейм и Муспельхейм, по сути, очень схожие миры, поэтому корень Дома Холода прямо связывает Нифльхейм и косвенно - Муспельхейм. Аналогично, Йотунхейм, Ванахейм и Хел - миры, которые обозначают природные процессы - Йотунхейм - неуправляемая разрушительная стихия, Ванахейм - покровительствующая созидающая погода, Хел - неизбежная смерть. У этих миров есть и еще одна общая деталь - время рождения. Известно, что Йотунхейм был создан Асами при строительстве Земли, раньше Ванахейм и Хел существовать не могли, и позже Асы их не создавали - следовательно, они возникли примерно в то же время. Поэтому, связывая Йотунхейм, корень связывает и Хел с Ванахеймом. Аналогично - Асгард, и все его порождения: Свартальфахейм, Лёссальфахейм, Митгард.
Один Отец остальных Асов, старейший и мудрейший из них. Испил из источника Мимира, с тех пор для него нет тайн. Хозяин двух волков и двух воронов, которые рассказывают ему обо всем в мире.
Тор Старший сын Одина. В основном он - воин силы, Один мудрее его, а Локи - изобретательнее, зато Тор - сильнейший из Асов. Вооружен молотом Мйолльнир, не знающим промаха и возвращающимся к хозяину после удара. Главный борец с великанами, охраняет от них мир, все время на востоке. Будет убит Мировым змеем в последней битве.
Тир (Тюр) Тоже воин, но, в отличие от Тора, воин не силы, а, скорее, изобретательности. Стратегия, тактика - вот призвание Тюра. Одновременно Тюр - Ас справедливости, следит за кармическим равновесием. Потерял руку, когда Асы привязывали Фенрира, но тем не менее лучший по боевым искусствам. Будет убит псом Гармом в последней битве.
Хеймдалль Мудрый Ас. В отличие от Одина он не всезнающий, но именно мудрый. Обладает самым острым зрением и слухом. Охраняет радужный мост, соединяющий Асгард и Митгард. У него есть рог, который трубит столь громко, что его слышат во всем свете. Правда, затрубить ему дано лишь однажды - в последнюю битву, когда он и сам падет в поединке с Локи.
Локи По происхождению - Великан. Первый выдумщик в Асгарде, коварен и хитер. Убил Бальдра, из-за него убили Хода, заставил Асов нарушить клятву, стал отцом трех отвратительнейших тварей - гигантского волка Фенрира, исполинской змеи Ёрмунгад (Митгард), и девочки Хель, которая, став повелительницей ада, произвела на свет кучу отвратительных тварей. За все преступления прикован к скале, над головой висит змея, на лицо капает яд. Перед Рагнареком освободится, соберет всех великанов и поведет их с войной на Асгард.
Браги Бог поэзии, творчества. Обладает поэтическим медом, который служит единственным в мире источником истинного вдохновения. Все, кто хочет стать поэтом, должны просить его покровительства, иначе их творчество не будет настоящим. В последней битве его следы теряются, возможно, он погиб от меча Сурта.
Год (Ход) Слепой Ас, когда и почему потерял зрение, неизвестно. Силен, но не принимает участия в войнах, не покидает своего дворца. Ход застрелил Бальдра стрелой, которую дал ему Локи, после чего разгневанные Асы убили Хода. До последней битвы находится у Хель, после чего покинет ее царство и присоединится к Новым Асам.
Видар Молчаливый Ас, почти так же могуч, как Тор. Не сделал ничего заметного, но в последней битве убьет Фенрира и присоединится к Новым Асам.
Вали Хорошо владеет оружием, участвует в битвах, но не очень мудр. Присоединится к новым Асам.
Бальдр Бог весны, прекраснейший из богов. Добрейший бог в мире, без врагов, за исключением Локи (из зависти последнего). Был убит Ходом, руку которого направлял Локи. После этого попал к Хель, она обещала отпустить его, если все живое будет плакать о нем. Весь мир плакал, кроме Локи, который принял облик великанши. Поэтому Бальдр до сих пор у Хель, выйдет вместе с Ходом во время последней битвы и присоединится к Новым Асам.
Улль Пасынок Тора, лучший в стрельбе из лука. Также лучше всего ходит на лыжах. Присоединится к Новым Асам.
Нйорд Ван по происхождению, заложник Асов. Добр, мудр, очень богат, как и все Асы. Покровитель мореходства, обладатель специального корабля, который складывается до маленьких размеров и убирается в карман. Повелевает морскими ветрами и течениями, дает советы людям. Женился на великанше из Нифльхейма, с тех пор половину года проводит в Асгарде (период спокойного моря), а половину - в Нифльхейме (период штормов и холодов).
Фрейр Сын Нйорда, бог лета, красив, как Бальдр. Обеспечивает хороший урожай, мир и покой, хорошую погоду. Будет убит Суртом в последней битве.
Магни и Моди Сыновья Тора от великанши Ярнсаксы, великаны, не уступающие в силе отцу. Закончили последнюю битву, перебив великанов и убив Сурта, после чего присоединились к Новым Асам.
Фригг Жена Одина, властвует над всеми богинями в Асгарде. Мудра, как Один, но не говорит того, что знает. Спускается на Землю и ходит среди людей, помогая им. Как и все женщины-Асиньи, падет в последней битве под мечем Сурта.
Фрейя Дочь Нйорда. Красивейшая и добрейшая среди Асов, всегда помогает людям, выслушивает их горести и печали, также посылает на землю любовь. Обладает соколиным опереньем, одев которое, превращается в сокола. Командует валькириями - девами-воительницами, которые участвуют в битвах.
Идун Жена Браги, богиня вечной юности, обладает корзинкой с яблоками, которые продлевают жизнь. На месте каждого взятого яблока возникает новое.
Эйр - Богиня врачевания
Йорд -Мать Тора, богиня земли
Сиф - Жена Тора, богиня плодородия
Лефе- Освящает браки между людьми
Син - Охраняет дома от воров
Сйофн- Помогает людям жить мирно и дружно
Вар - Богиня истины, выслушивает и записывает клятвы людей Фулла, Сага, Глин и Гна- прислуживают Фригг и выполняют ее поручения.
Боги и богини, встречающиеся в разных местах саг
Сигюн (Сиггн) Верная жена Локи, которая во время наказания держала над лицом Локи чашу.
Генир Заложник, отданный Ванам вместо Нйорда
Труд - дочь Тора и Сиф.
Нана Молодая жена Бальдра, умершая в один день с ним от горя (предположительно, будет среди Новых Асов)
Гермод Младший сын Одина, отважился поехать в Хел чтобы предложить выкуп за Бальдра
Эгир и Ран Муж и жена, боги морских глубин, рек и ручьев
Существа и персонажи, описанные в сагах и не являющиеся богами
Хель Дочь Локи. Повелительница подземного царства, властвует над душами умерших. Одна половина ее тела - прекрасная женщина, другая - разложившийся труп. Неизвестно, что с ней произойдет после последней битвы, единственное указание на это - слова Скульд, что "ее царствование будет недолгим [после последней битвы]"
Фенрир Чудовищный исполинский волк, сильнейшее существо на свете. Сын Локи. Удерживается под землей волшебной цепью (две обычные обрывал без труда и усилий). Освободится в последнюю битву и убьет Отца Богов.
Йормунгад, Змея Митгард, Мировой Змей Дочь Локи, исполинская морская змея, помещенная на дно океана и растущая там до тех пор, пока не опоясала землю и не положила голову на свой хвост. Без потерь перенесла две попытки Тора ее убить. Выползет в последнюю битву, будет наконец убита Тором, но при этом его отравит насмерть.
Гарм Пес, питающийся мясом мертвецов. Одно из порождений Хель. Выйдет в последнюю битву, в сражении с Тюром они убьют друг друга.
Нидгег (Нидхеггог) Дракон, обитающий в Хел, грызущий кости покойников и заодно подтачивает корень Иггдраззиля. В последнюю битву благодаря его стараниям Ясень упадет. Куда денется сам Дракон - неизвестно, по крайней мере, он из Хел не выйдет и сражаться не будет. В стихотворном описании Рагнарека говориться о том, что он будет жить после Последней Битвы вечно.
Норны Три женщины-великанши Урд, Вернанди и Скульд. Предсказывают судьбу людям, правдиво отвечают на вопросы избранных. Их имена переводятся как То-Что-Было, То-Что-Есть и То-Что-Должно-Быть. Жребий они тянут на рунах, руна Урд - судьба, Вернанди - становление, Скульд - долг. Обитают у источника Урд.
Мимир Мудрейший из великанов, охраняет источник мудрости, который носит его имя. Дал Один напиться из него в обмен на его глаз. "Сага об Инглингах" говорит о том, что Мимир был отдан Ванам в качестве заложника и советника, но Ванам очень не понравилась его деятельность и они отрезали Мимру голову и вернули в таком виде в Асгард. Асы воскресили его и поставили охранять источник мудрости.
Квазир Мудрейший карлик, созданный Ванами и Асами, самое умное существо в мире. Его убили из зависти, после чего из его крови сделали "поэтический мед". Тот попал к великанам, после этого был выкраден Одином и подарен Браги. Поэтический мед дарует истинное вдохновение.
Альвис Второй по уму среди когда-либо живших существ. Сватался к дочери Тора, но Тор перехитрил его, заставив дождаться восхода солнца, которое превратило Альвиса в камень.
Суль и Мани В прошлом люди, отец которых возгордился их красотой. В качестве наказания Асы забрали детей, посадили на колесницы и сделав таким образом Солнце (Суль) и Луну (Мани). Йотуны натравили на них волков Скеля и Гети, которые гоняются за Солнцем и Луной, заставляя их пробегать по небу.
Сурт Повелитель Муспельхейма, обладатель Огненного меча, в Последней Битве перебьет половину Асов, сам погибнет, предварительно уронив меч на Иггдраззиль, из-за чего последний сгорит, упадет и наступит конец мира.
Аудумбла Гигантская корова, дававшая молоко Имиру и его детям. Питалась, облизывая ледяные глыбы.
Она не входит явно в представление викингов о Вселенной, но представляет собой естественное завершение этого мира и подготовка нового. Следует отметить, что идея о невечности мира присутствует во всех религиях мира, или в подавляющем большинстве. Что нового в представлениях северян о грядущем конце света?
Во-первых, интересно проследить тенденцию развития мира. В самом деле, почему вдруг должна произойти Последняя Битва, какая в ней необходимость, нужда? Как известно, сразу после создания мира люди, гномы, эльфы Асы и Ваны (в общем, все не-Великаны) жили в мире и стремились исключительно к естественным благам и творчеству. Так продолжалось долгое время и только потом пришли норны, и тогда захватила всех жажда золота и наживы. Не обошло это никого - гномы стали работать исключительно ради золота и драгоценностей, люди - для украшения и богатств, даже Асы начали войну с Ванами исключительно из зависти к огромным богатствам Ванахейма. Было совершено первое убийство из-за денег, пролита первая кровь, и именно тогда мир стал обречен. Ведь новые поколения только усиливались в своей жажде материальных благ. Как остановить мир, исправить это плохое направление? Только концом света.
Поскольку викинги были весьма воинственным народом, конец света у них принял очертания именно боя, сражения, войны. Ясно, что в первую очередь надо искоренить зло в тех, кто "наверху", тех, кто управляют миром - в Асах, Ётунах и других. Совершенно ясно, что после бесконечных боев, убийств, наказаний, несправедливости вражда Асов и Ётунов не могла пройти - напротив, она усилилась, и в какой-то момент достигнет апогея. Интересно, что сами участники событий об этом не догадывались - знали о Рагнареке только норны и прорицательница Вёльва - обычная жительница Митгарда. Именно к ней пришли Асы и спросили свою судьбу, а та нарисовала им красочную картину последнего боя.
Сам бой нет нужды описывать - его нужно читать в оригинале, хоть стихотворном, хоть прозой. Интересно отметить только последствия боя - что изменится?
Напрочь исчезнут порождения Асов - Асгард, Митгард, Свартальфахейм, Лёссальфахейм, Суль и Мани. Но лучшие спасутся из Асов и людей, и Вёльва сказала, что спасшиеся будут жить. Возникнет новый Митгард, новый Асгард, но остальных миров не будет. Исчезнут и не вернуться Муспельхейм, Йотунхейм и Нифльхейм - но по другой причине. Они устарели, они уже не актуальны. И должны исчезнуть. А два загадочных мира - Ванахейм и Хел не упоминаются в последней битве вовсе. Не говориться о том, что они будут разрушены или, напротив, спасутся. Правда, норны говорят о том, что после Рагнарека "царство Хель будет недолгим", а стихотворные вариант "прорицания Вёльвы" говорит о том, что дракон Нидхег будет жить после Рагнарека вечно.
Ясно одно: мир перенесет мощную трансформацию - вне зависимости от участи Ванахейма и Хела. Но перевороты для мира северян не новы. Подобное было раньше, и одно из таких событий точно описано - убийство Имира. Когда тот мир устарел, появились вестники перемен - Асы, и устроили миру трансформацию, да такую, что мало никому не показалось. Когда та Вселенная, которую они построили, устареет, произойдет еще одна трансформация (Рагнарек).
(по материалам Безымянного.)
Жертвоприношение Одина
Согласно северной традиции, знание рун было получено богом Одином, принесшим в жертву ради этого знания себя самого. В сказаниях говорится, что Один пронзил себя священным копьем и девять дней и ночей провел «приколотый» им к ясеню
Иггдрасиль — Древу Мира.
Жертвоприношению Одина посвящены одни из самых сакральных строф Старшей Эдды, собрания священных текстов скандинавского язычества:
Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомъгх.
Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная, их поднял, — и с дерева рухнул.
(Речи Высокого, 138—139)
Сага об Инглингах» описывает Одина как вполне «земного», реального человека, вождя народа асов. Столицей этого народа был Асгард, прототипом которому послужил Асгард небесный — город богов-асов. Чтобы получить знание рун, Один, согласно Старшей Эдде, принес себя в жертву, пронзив себя копьем на священном дереве. Позднее это дерево стало ассоциироваться с Древом Жизни — ясенем Иггдрасиль. Самое интересное в приведенных выше строфах Старшей Эдды — строки 5-я и 6-я строфы 138: «...посвященный Одину, в жертву себе же...».
«Посвященный Одину» — тому Одину, который не покидал Асгарда небесного, тому, чьим воплощением в Мидгарде был Один земной. Сравните слова «...в жертву себе же...» и слова Христа: «Я и Отец — одно» (Иоанн, 10:30) — это одна и та же мифологема...
...Вернемся от теологии к делам Среднего Мира. Итак, жертвоприношение Одина принесло руны в мир явленный, в Мидгард. Один воспринял это знание и передал его своим соплеменникам — асам-германцам. Благодаря исследованиям В.И.Щербакова (см., например, «Асгард и ваны», в кн. «Дорогами тысячелетий», М., 1989, и др.) сейчас мы рке знаем, что это за народ — асы, и где был его главный город Асгард. Щербаков убедительно доказал тождественность страны асов и Парфии, государства в Средней Азии, основанного скифами в III в. до Р.Х., а всего через столетие ставшего мировой державой. Он же определил и местонахождение столицы асов — Асгарда. Сейчас это городища Нисы, изученные советскими археологами в 1930 году. До настоящего времени донесла столица Туркмении, рядом с которой расположены городища, это древнее имя — Ашхабад; слово это (иначе — Асхабад) означает то же, что и Асгард — город асов.
Как рассказывает Снорри, «Одину и его жене было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь...». На рубеже н.э. под предводительством Одина асы совершили переход из Средней Азии на далекий европейский Север, куда они принесли свою культуру и свою религию. Именно к этому времени — начало н.э. — относится, как мы рке говорили, формирование в Северной Европе классического общегерманского рунического строя — Футарка.
Вполне естественно задаться теперь вопросом: если сами рунические знаки имеют вполне «земное» происхождение и восходят к знакам североиталийских алфавитов, как указывалось в предыдущей теме, то что же получил Один, совершив свое жертвоприношение? Ответ прост. Несомненно, Один знал эти знаки и до своего девятидневного висения на дереве. Откровение же принесло ему знание рун как знаков сакральных, так узнал он их силу и научился ее использовать — так родилось руническое Искусство.
Искусство видеть Древо Рун...
О чем идет речь? Необходимо отметить, что двадцать четыре руны по отдельности и рунический строй из двадцати четырех рун — вещи разные. Имея божественное происхождение и являясь священным знаком, каждая отдельная руна обладает определенным запасом магической силы и способностью связать нас с тем или иным эгрегором или божеством. Совокупность же рун, вместе с их силой и связями, образует уже магическую систему, имеющую собственный мощный эгрегор и связанную с определенными Силами Мира.
Сейчас известно несколько подобных систем, называемых иногда « замкнутыми ассоциативными системами принципов». Одна из древнейших таких систем — 22 карты Старших Арканов Таро. Кроме того, можно вспомнить и 22 буквы священного еврейского алфавита, и 64 гексаграммы Китайской Книги Перемен. Понятие «замкнутой системы принципов» употреблено здесь в том смысле, что, пользуясь этими и только этими принципами, можно описать любую возможную ситуацию и любой сценарий ее развития.
Приведенные примеры могут навести на мысль, что подобные системы — это системы гадания. Это не так, вернее, не совсем так. Любая из этих систем действительно может быть применена в мантических целях, в этом смысле их можно определить как системы, в знаках которых может быть сформулирован ответ на любой вопрос. В процессе получения ответа каждый знак такой системы открывает определенную дверь в мир ассоциаций, на основе которых гадатель с помощью своего опыта и делает предсказание.
На более тонком уровне такие системы являются основой для более или менее точного описания мира. Так, на еврейский алфавит во многом опирается Каббала; восемь триграмм, являющиеся основой Книги Перемен, участвуют во многих китайских философских концепциях и построениях, и т.д.
В связи со сказанным становится ясно, что человеку, желающему работать с рунами — неважно, в мантической ли области или в области практического их применения, — необходимо проложить собственную тропку к дверям в мир ассоциаций и образов, открываемым рунами, прочувствовать соответствующие каждой руне архетипические образы и мифологемы.
по материалам А. Платов
Глаз Одина. Валькнут.
«Итак, руна Земли посередине, перед тобой. Под-за тобой, через восемь шагов по часам от руны Земли, - руна Преисподней, руна Утгарда, знак Турсов. Над-за тобой, через восемь шагов от руны Земли в другую сторону, - руна Неба, руна Асгарда, знак Асов.» (с) HaukwithR Gandwiki
Прочитав очередную статью Хауквида под названием «Мистическое размышление о колесе и жёрнове» моя рабочая тетрадь пополнилась изображениями различных рун и их «соседей», по системе колеса и жёрнова. После чего я последовательно разложил весь футарк на тройки, исходя из системы восприятия футарка по статье Хауквида, и обнаружил интересную взаимосвязь. Каждая руна футарка представляет собой действие, которое возможно описать двумя другими на «восемь шагов» влево и вправо. По сути, система восьми шагов предлагает нам рассмотреть руны по вертикальным тройкам (если расположить три атта один над другим). Итак, посмотрим что получилось:
Первый атт.
Феху. Руна описывается взаимодействием рун Хагалаз и Тейваз. В летнее время, в суровых северных условиях, перед мужчинами всегда вставал выбор, либо он идет в боевой поход, либо занимается земледелием. Наличие возможность взращивать обусловлена уничтожением свой воинской сущности, как минимум на то лето, когда мужчина сделал выбор. Либо ты воин, либо ты земледелец.
Уруз. Руна описывается взаимодействием рун Беркана и Наутиз. Истинная сила руны Уруз проявляется, когда женская сущность загнана в жесткие рамки нужды. Так самки животных проявляют огромную силу и ярость, когда что-то угрожает их потомству. Так женщина, созданная украшать и сохранять Мир, берет в руки меч, или занимается тяжким трудом, когда у ее функции сохранять и оберегать что-то угрожает.
Туризас. Руна описывается взаимодействием рун Эваз и Иса. В чем истинная сущность Турсов как не во внесение дисбаланса в природу? В данном случае этот дисбаланс описывается противоестественной остановкой, сковыванием движения. Того движения, что несет жизнь, а иногда даже саму возможность существования.
Ансуз. Руна описывается взаимодействием рун Манназ и Йару. Только получив немало жизненного опыта, человек сможет стать мудрым, развить свое сознание. Вечное «путешествие» человека по Миру, которое называется Жизнь, и отражается рунами Манназ и Йару.
Райдо. Руна описывается взаимодействием рун Лагуз и Эйваз. Что есть любой земной путь, как не движение к Смерти? Лагуз в данном случае имеет двоякое значение, с одной стороны это поток, отражающий линию судьбы, проходящую сквозь нашу жизнь, как уток проходит меж нитей, образуя полотно. С другой стороны Лагуз, это море, ведь по древней традиции, путь каждого заканчивается на горящей ладье.
Кано. Руна описывается взаимодействием рун Ингуз и Перт. Сущность Кано выражается в достижения понимания не путем логических или умственных размышлений, а внезапно, как приходит вдохновения или вспыхивает факел. Такое восприятие мира характерно для вановского, подсознательного, чувственного характера. Что есть факел, как не смех Фрейра?
Гебо. Руна описывается взаимодействием рун Одал и Альгиз. Что есть дар образующий нерушимую связь между людьми, как не дом богов? Дружба, любовь, верность – самый главные слова в жизни язычника. Это Одал наших богов, лишь благодаря сохранению этих понятий, стоит Мировое Древо Иггдрасиль.
Вуньо. Руна описывается взаимодействием рун Дагаз и Соулу. Что есть радость, как не восход солнца нового дня? Каждый кто когда-нибудь видел восход солнца, поймет о чем идет речь. Человек всегда радуется новшествам, ведь в суть нашей жизни, в постоянной смене событий, умирании старого и рождении нового.
Второй атт.
Хагалаз. Руна описывается взаимодействием рун Феху и Тейваз. Нет худшего разрушения, чем разрушение творимое человеком. Древние видели олицетворением этого разрушения вражеский набег на деревню. Урожаи, как и саму деревню, чаще всего грабили, а то, что не могли взять с собой – жгли. Лишь самому став войном, возможно уберечь урожай.
Наутиз. Руна описывается взаимодействием рун Уруз и Беркана. Что может выглядеть беспомощнее, чем женщина столкнувшаяся с грубой физической силой? Противодействовать Уруз должен мужчина, женские функции заключаются в сохранении и заботе. Лишь самой став Уруз, возможно противодействовать этой силе.
Иса. Руна описывается взаимодействием рун Туризас и Эваз. Что случится, если уничтожить все способы передвижения? Сущность турсов выражается в привнесении дисбаланса. Это единственный возможный сценарий взаимодействия Туризас и Эваз – Иса.
Йару. Руна описывается взаимодействием рун Ансуз и Манназ. Говорят, что стабильность – признак мастерства. Лишь мудрый сможет существовать не сбиваясь с постоянно меняющихся ритмов нашего Мира.
Эйваз. Руна описывается взаимодействием рун Райдо и Лагуз. Как и в случае описания Райдо, Лагуз имеет двойственное значение. С одной стороны каждый раз уходя в море, уходишь как в последний, ибо не знаешь что тебя ждет. Не зря до сих пор моряки являются чуть ли не самыми суеверными людьми в мире. Уходя в море – идешь на смерть. С другой стороны чем заканчивается любой путь, пронзенный Судьбой?
Перт. Руна описывается взаимодействием рун Кано и Ингуз. Что открывает нам тайну, как не факел ванов? Как уже говорилось ранее, суть Кано в понимании путем внезапного просветления, вдохновения. Перт невозможно осознать размышляя над ней, ее возможно лишь просто внезапно понять.
Альгиз. Руна описывается взаимодействием рун Гебо и Одал. Что есть благословление наших богов, как не гармония в доме? Одал стоит в центре Мира любого язычника. Величайшей благостью, посланной богами, является мир и порядок в доме.
Соулу. Руна описывается взаимодействием рун Вуньо и Дагаз. Что есть победа, как не новый этап, начинающийся с радости? Ведь победа заключается не в том, чтобы выиграть битву, а в том, чтобы вернуться с ней домой.
Третий атт.
Тейваз. Руна описывается взаимодействием рун Хагалаз и Феху. Сущность война в данном случае выражается в уничтожении блага других людей, либо же в жертвовании своим ради боевого похода (который вполне вероятно принесет еще больше благ, или же смерть).
Беркана. Руна описывается взаимодействием рун Наутиз и Уруз. Женщина является своего рода укротителем грубой физической силы. Суровый воин покрытый шрамами крушит щиты и шлема в битве, но придя домой становится любящим мужем и заботливым отцом. Также и женщина нуждается в присутствии грубой физической силы.
Эваз. Руна описывается взаимодействием рун Иса и Туризас. Что еще дарует такую радость движения, развития, как не остановка дисбалансирующих сил? Только устранив препятствия, конь скачет радостно и задорно, неся всадника к новым свершениям.
Манназ. Руна описывается взаимодействием рун Йару и Ансуз. В чем высшая сущность человеческого существа, как не в накоплении, сохранении и передачи традиций – вековой мудрости предков? В этом отражается суть существования каждого человека, как личности.
Лагуз. Руна описывается взаимодействием рун Эйваз и Райдо. Что есть дорога судьбы, что есть море, как не путь к Смерти? Двигаясь в потоке, человек волен выбирать на развилках, но итог для всех один.
Ингуз. Руна описывается взаимодействием рун Перт и Кано. Сущность ванов выражается в понимании подсознательного, осознании неописуемого. Сколько бы не бился человек умом пытаясь понять Перт, лишь факел укажет дорогу.
Одал. Руна описывается взаимодействием рун Альгиз и Гебо. Одил может существовать только при наличии полного баланса и благословления богов. Это относится не только к семье, но к любому обществу, так или иначе парадирующему образу и системе взаимоотношений в древней общине. Будь то годорд или например крупная коммерческая компания.
Дагаз. Руна описывается взаимодействием рун Соулу и Вуньо. Что есть начало нового этапа, как не радость победы? Когда человеку приходят испытнания в жизни, он не может проиграть в них. Он либо выигрывает, либо умирает, иначе не начнется следующее испытание. Жаль что не все и не всегда понимают суть своих побед, особенно когда они неочевидны. ____________________________________________________________
Рассмотрев Старший Футарк таким образом, мы находим огромное количество новых взаимосвязей, открываются новые грани понимания рун, а через них и Законов, управляющих нашей жизнью. Не это ли до нас пытался донести изобретатель Валькнута? Трех равносторонних треугольников, сплетенных в единую вязь. Ведь с помощью этой фигуры, мы можем рассмотреть все стороны одного вопроса, поставив по три руны в разных комбинациях на все углы треугольников. Не это ли является глазом Одина – взглядом мудреца?