Согласно К.Г.Юнгу человеческая психика изначально не является «чистым листком бумаги», а представляет собой своеобразный резервуар унаследованных человеком «идей», «внутренних образов», «архетипов». Человек рождается со сложной духовной предрасположенностью и с доминантами, издревле присущими человеку. В глубинах его бессознательного имеются символические образы, некая универсальная матрица, принадлежащая всему человечеству. По-видимому, образы Таро также вполне могут быть потомками архетипов трансформации.
К.Г.Юнг
Юнг писал: «Коллективное бессознательное суть нечто вроде осадка и вместе с тем образ мира как некая его априорность, возникшая давным-давно, в эпоху Эона. Время нанесло на этот образ определенные отметины, являющие собой так называемые архетипы, или доминанты. Они представляют собой владык, богов, т.е. образы главенствующих законов и принципов, придающих некую закономерность функционированию тех образов, которые душа всякий раз переживает заново. Поскольку упомянутые образы отображают психические события с той или иной степенью достоверности, то их архетипы … вполне адекватны и определенным всеобщим психическим чертам. А отсюда вполне возможен прямой перенос архитипических образов как умозрительных представлений на психические процессы».
Все архетипы перечислить невозможно. Вот главные из них: архетип матери, отца, царицы небесной, мудрого старца, ребенка, анимы и анимуса, героя, демона, ведьмы, черта… Сказки, мифы, легенды, произведения Данте, Мильтона, Шекспира, Элиота, Манна, Гессе, Фаулза, Голдинга заполнены архетипами, этими «первородными образами», которые существуют в подсознании человека столько, сколько существует человек. Такие же устойчивые мотивы встречаются и в фантазиях, снах, в бреде и галлюцинациях современного человека.
Юнг объясняет, что архетип проявляет себя как «энергетическое ядро», которое не в состоянии проникнуть в душу индивидуума до тех пор, пока этот индивидуум тем или иным способом не войдет в контакт с тем, что составляет его жизнь. Лучшим носителем символических проявлений являются сны. Вместе с тем, работа, связанная с визуализацией образов, с медитацией, с ассоциациями и спонтанными образами также весьма эффективна для осуществления контакта и воссоединения с архетипами. Образы Таро, благодаря своей структуре (форма, цвет), изображенным на них персонажам, предметам, животным, являются замечательным инструментом, обеспечивающий подобный контакт. Причем каждый человек, который соприкасается с тем или иным архетипом, обращается к нему в своей индивидуальной манере.
Таким образом, Таро стоит рассматривать не с точки зрения оккультизма, а как уникальный в своем роде продукт коллективного творчества, а также как универсальную символическую систему, способную служить для изучения закономерностей общественного и индивидуального психического развития.
Старшие Арканы Таро представляют собой символические вехи на жизненном пути человека. Дело в том, что символ, в отличие от знаков, «иконок», шифров, кодов и тайнописей, никогда не бывает выдуман. Он ничего не скрывает, а, наоборот, раскрывает что-то гораздо более глубокое и важное, чем то, что может быть выражено словами и воспринято одним разумом. Каждый из 22 образов Старших Арканов отражает определенный архетип. Контакт с одним или несколькими из них в определенный момент времени способен протестировать нас. Размышления, медитации и наблюдения, работа над этими показательными образами позволяют воплотить личностную архитипическую фигуру, которую надо попытаться связать с собственной жизнью.
Самыми древними считаются архетипы, связанные с образом матери. Архетипы матриархата формировались в человеческой психике с периода палеолита. Именно женщина играла главную роль в накоплении и сохранении все новых и новых "сокровищ" окружающего мира, добываемых в ходе общественно-практической деятельности. В Арканах Таро материнские архетипы отражены в шести картах: Звезда, Сила, Смерть, Правосудие, Императрица, Жрица. В индивидуальном психическом становлении человека архетипы матриархата имеют наибольшую силу в возрасте от рождения до года, когда у ребенка закладывается его будущий сексуальный потенциал и репродуктивные возможности. В 25-30 лет - Великая Мать возвращается, чтобы дать возможность для наивысшей, наилучшей реализации того, что зало жилось на первом году жизни, и в 82-85 лет - дает спокойную смерть, если человек выполнил свой долг перед ней.
Следующая группа архетипов, связанных с патриархальным обществом, начала формироваться позже, в эпоху неолита. Мужчины постепенно замещают женщин на руководящих ролях. Меняются приоритеты и в сознании людей: Богиню-Мать сменяет Бог-Отец. Героем мифов и легенд становится Демиург - творец, учитель, мастер. Именно он учит людей наукам и ремеслам, земледелию и скотоводству. В Таро этому образу соответствует карта Маг. Разрушительная его сторона моделируется картой Шут (Дурак), картой противоречивой и неоднозначно толкуемой. Шут, готовый осмеять что угодно, не боящийся говорить правду королям, определяет наше критическое отношение к себе и миру. Он также подразумевает беспечность, тунеядство, охоту к перемене мест. Маг и Шут - вечный спор в психике каждого из нас. Особенно они активны в возрасте 7-9 лет. В этом возрасте заканчивается формирование образа Я, закладывается творческий потенциал, профессиональный успех, отношение к труду. Второй раз - в 30-40 лет, когда уже видно, кто победил, Маг или Шут.
Еще один архетип патриархального общества - это Герой, который в Таро представлен двумя картами - Император и Повешенный. Герой особенно ярок в 13-15 и 40-45 лет, периоды переходные, тяжелые, в это время человек должен активно бороться за себя.
Последний архетип патриархата - Мудрый Старец, который воплощается в двух картах Таро – Жрец (Иерофант) и Отшельник. Мудрый Старец "отвечает" за формирование мировоззрения, морали. В личном развитии он начинает действовать в 18-20 лет, помогая установить шкалу моральных ценностей, выработать высшее общественное сознание, способность к самоанализу. Возвращается этот архетип к 60 годам, дарит уважение и авторитет у детей и внуков.
Это основные образы коллективного бессознательного, кодируемые символами Таро. Есть и вспомогательные, которые так или иначе перекликаются с описанными выше. Это земледельческие архетипы - Луна, Солнце, Умеренность; предупреждающие знаки - Колесница, Влюбленные, Башня. Образ посвящения в некие таинства, навеянный религиозными идеями бессмертия души, искупления смертью Бога людских грехов, отражен в карте Суд, борьба добра и зла - в картах Мир и Дьявол.
22 Аркана Таро представляют 22 уровня, которые надо преодолеть для того, чтобы достигнуть Самости. Эта дорога, по которой предстоит пройти человеку, представляет не что иное, как путь индивидуации. Путешествие Шута (0) через все Арканы к Миру (XXI) представляет собой настоящее посвящение. По мере продвижения по этому пути человек встречается с теми или иными архетипами, причем путешествие это никогда не заканчивается. Процесс этот развивается по спирали. Мы вынуждены постоянно заново начинать это внутреннее путешествие нашего Я, постоянно сталкиваясь, на различных уровнях, с каждым из 22 образов.
Шуту не присвоен никакой номер. Он представляет собой поиск и является абсолютным началом всего, еще до того как оно становится материальным. Таким образом, Шут выражает некую жизненную силу, заключенную в глубинах нашей души, и которая побуждает нас к самосовершенствованию. Эта карта в каком-то смысле олицетворяет нашего «внутреннего ребенка», а дети, как известно, любят испытывать все новое и, играя, открывать для себя очередные Америки. Ясно, что подобная открытость и непредвзятость — лучший способ узнать и осознать нечто новое. Недаром Уэйт называл эту карту: «Дух в поисках познания».
Также особым образом среди 22 Арканов выделяется карта Мир (XXI). Этот Аркан символизирует собой Самость, т.е. цель процесса индивидуации. По достижении Самости, после вхождения в центр, Мир освящает наше Я, открывая ему его целостность и глобальную интегрированность его психики.
Все остальные Арканы представляют собой этапы, неизбежные архетипы, которые предстоит открыть человеку на своем жизненном пути, который образно называют «путешествие героя». Арканы с I по VI показывают героя в детстве, еще на бессознательной, симбиотической стадии развития, Арканы VII-XII — его «выход в мир», стадию взросления и развития его «Я», его индивидуальности, Арканы XIII-XVIII означают путь инициации, трансперсонализации сознания, ведущий к целостности, надсознанию и всеединству, — к той самой цели путешествия, которую выражают Арканы с XIX по XXI.
Шут (архетип ребенка) через архетипы небесных (Маг и Жрица) и земных (Императрица и Император) родителей, затем через образ учебы и образования (Верховный Жрец), сможет освободиться от собственного дуализма, решиться и сделать свой выбор (Влюбленные), чтобы пойти по избранному пути, покинув родительский дом (Колесница). Детство прошло. В отроческом периоде человеку впервые приходится сталкиваться с властью, обществом и законами (Справедливость), чтобы потом стать зрелым и взрослым (Отшельник). Жизнь со своими взлетами и падениями, со своими временами года и бесконечными циклами (Колесо Фортуны) придает человеку силы и могущество (Сила), чтобы он мог противостоять испытаниям, а также был готовым пожертвовать чем-то (Повешенный). Нужно расстаться, порвать с кем-то или с чем-то, обрубить концы, нужно страдать. Это освобождение, преодоление Эго, глубинная трансформация (Смерть), при этом нужно хранить веру, верить в своего Ангела-Хранителя (Умеренность).
Страсти, импульсы и желания (Дьявол) подвергают человека всем искушениям, которым он будет не в состоянии противостоять (Башня). В то же время для каждого человека, какой бы ни была его судьба, горит свет, который ведет и защищает его в ночи (Звезда). В индивидуальном бессознательном (Луна) скрываются ингредиенты, используемые сознанием (Солнце) для того, чтобы понять жизнь и продолжить свой путь. Получив в такой способ необходимую подпитку и пополнив запасы жизненных сил (Суд), человек отправляется в дальнейший путь и приближается к своей цели – к Самости (Мир).
Если взглянуть на жизненный путь как на спираль, ведущую все выше и выше, то окажется, что каждый виток спирали представляет собой новое Путешествие героя. Если так, то, пока мы в пути, нам предстоит вновь и вновь проходить по всем его двадцати с лишним этапам, только каждый раз на новом, более высоком уровне. Ибо до тех пор, пока мы отрицаем что-либо в себе или в окружающем мире, будь то хоть черт с рогами, пока мы вытесняем или преследуем его, мы точно не достигли понимания Всего в Одном. Поэтому и наше Путешествие, не успев окончиться, опять начинается сначала…
«Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как и строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих» -- К. Юнг.
Для того, чтобы открыть и понять – для себя – суть карт Таро, вовсе не нужно тренировать свою память в запоминании многочисленных вариантов их значений, дающихся в разных пособиях и учебниках. Многие подходят к изучению Таро точно так же, как к школьному или университетскому предмету, считая, что чем больше времени они потратят на изучение деталей картинок и значений изображённых на них символов, тем больше они приобретут познаний, а большие познания – это ведь гарантия успеха, не так ли? Однако, изучение внешних атрибутов, теорий и интерпретаций, позволяет человеку познакомиться с той видимой «интеллектуальной» стороной Таро, которая лежит на поверхности, и о которой написаны тысячи руководств для «начинающих» и «профессионалов». Но чтобы открыть для себя значение Таро на экзистенциальном уровне, на уровне собственного бытия, нужно понять, что они являются отражением краеугольных моментов жизни, или попросту схемой жизненного пути, которым проходит каждый человек. Каждая карта Больших Арканов представляет собой аспект человеческого опыта, который для всех человеческих существ общий, и одновременно для каждого из них индивидуален. Здесь нужно вкратце обратиться к таким понятиям, как «архетип» и «коллективное бессознательное». Принимая понятие о «коллективном бессознательном» в юнгианском ключе, как совокупность коллективных идей и образов, идентичное для всех представителей человеческой расы, остановимся на том, что коллективное бессознательное есть «духовное наследие всего, что было пережито человечеством», и обладает некими универсальными паттернами мышления и опыта, которые каждый рождающийся человек унаследует в своей психике «от прародителей». Эти паттерны называются архетипами. На коллективном (трансперсональном) уровне архетипы обладают универсальным значением. Например, универсальность понятий рождение и смерть. Однако, на личностном уровне архетипы приобретают для каждого в отдельности персональное значение, подобно тому, как индивидуально для каждого человека его собственное переживание рождения и смерти. Таким образом мы видим, как коллективное и индивидуальное является одновременно и общим, и раздельным.
Любой архетип проявляется на четырёх уровнях: Первичный Архетип Трансперсональный, коллективный, бессознательный. Например, Женственность. Вторичный Архетип Трансперсональный, коллективный, сознательный, проявляющийся посредством символа. Например, символическое проявление Женственности в образе богини. Личностный Комплекс Персональный, бессознательный, индивидуализированный, ощущаемый посредством чувств и переживаний. Например, эмоциональное ощущение женственности. Личностный Смысл Персональный, сознательный, индивидуализированный, интегрированный в ежедневную жизнь. Например, личное, индивидуальное понимание женственности. Таким образом, посредством этих четырёх уровней, коллективный бессознательный архетип неразрывно связан с ежедневным сознательным личностным опытом индивидуума. Например, первичный универсальный архетип Смерти в разных культурах и обществах проявляется во многочисленных символических формах, и далее, как личностный комплекс, выражается на персональном уровне в виде наших переживаний и чувств по отношению к смерти, которые, в свою очередь, будучи осмысленными, становятся частью нашего жизненного опыта. Эта же самая четырёхчастность применима к интерпретации 22 Больших Арканов Таро. Чтобы уяснить смысл каждого Аркана, следует найти ответ всего лишь на два вопроса: какой Первичный Архетип представлен этим Арканом, и как этот Архетип проявляется в ежедневной жизни. Таким образом глубинное личностное понимание значения каждой из карт Больших Арканов Таро приходит через восприятие символически отражённого в ней Первичного Архетипа, и его индивидуализированного ежедневного значения.
В 22 Арканах Таро представлены семь Архетипов: Самость; Феминность; Маскулинность; Героизм; Препятствие; Смерть-Рождение; Странствие.
"Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершённое выражение этой роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью" -- К. Юнг. Поиск Себя составляет суть любого духовного продвижения. Процесс познания истинного "Я" - это то, что в Западной Духовной Традиции называется Magnum Opus (Великой Работой).
В Таро Архетип Самости выражен двумя Арканами: Дурак 0 и Вселенная XXI. XXI Вселенная
На обоих картах изображена андрогинная фигура. В Аркане 0 она наряжена в шутовские одежды, её поза одновременно выражает беспечность и движение вперёд, в неизвестность; в Аркане XXI представлен тот же андрогин, но в совершенно ином облике. Нет больше одежды, скрывающей истинное Я, нет больше движения вперёд: его заменил танец Вселенной в венке Единства Четырёх Элементов. Начатое ничего не ведающим Дураком странствие пришло к завершению в центре Себя Самого. Таким образом, Арканы 0 и XXI связаны между собой - путешествием человеческого "Я", проходящего через остальные символически представленные картами Архетипы, в поисках Самости. По словам Маслоу, самоактуализация состоит в том, чтобы "найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни – все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того". Именно этот процесс снятия внешних одежд - разоблачения - и составляет цель путешествия "Я", представленный Арканами 0 и XXI.
Давным-давно жил да был на Земле человек – нагой, беззащитный, забытый и одинокий. Все вокруг его пугало. Ему казалось, что с ним все время должно что-нибудь случиться, а он не знал, как этого избежать. Опасности подстерегали его везде, по крайней мере, так ему казалось. Он влачил жалкое существование, а врагов у него было очень много: голодные дикие звери, готовые его растерзать, холод и жара, вызывающие болезни, недостаток еды, которую надо было добывать с риском для жизни, и ужасные стихии природы, в любой момент грозившие уничтожить его жилище и самого человека. И ни от кого он не мог ждать помощи – ведь все его собратья были такими же беззащитными и подвергались тем же опасностям, что и он. Вот в дерево, которое росло около пещеры и защищало человека от диких зверей и летнего зноя, ударила молния. Пламя становилось все сильней и "съедало" чувство защищенности, уничтожая то, что было знакомо и освоено. С грохотом и треском огонь обжигал всех, кто пытался приблизиться к нему. Он причинял физическую и психическую боль, был чем-то непонятным и потому пугающим. Неожиданно с неба, откуда прежде струилось тепло Солнца или сияние Луны, хлынула вода. Ее становилось все больше и больше, облака извергали уже настоящие потоки. Все это сопровождалось ужасными раскатами грома и поражающими воображение вспышками молнии. И вдобавок среди белого дня мир погрузился в кромешный мрак. Пылающий факел дерева начинал уже гаснуть, пламя шипело, почерневшие ветки скрючивались, но в борьбе стихий – огня и воды – огонь постепенно сдавался. Однако от этого человек не стал чувствовать себя безопасней – он вдруг увидел, что река, которая каждый день давала ему воду для питья и освежала в жару, превратилась в ревущий поток, подступивший к самому входу в пещеру. Надо было искать спасения – вода уже затопляла его жилище. Человека охватил панический страх: Но куда бежать – везде темнота, озаряемая только частыми зловещими вспышками молний, от которых становится еще страшнее. А в придачу – ураган, гнущий к земле все живое, пронизывающий до самых костей и срывающий с человека его жалкие лохмотья. Да еще прежде такая твердая почва под ногами вдруг начинает расползаться и дрожать. Помощи ждать неоткуда. Содрогания земли становятся все сильней, из ее глубины доносится глухой рокот. Человек чувствует, что это конец. Земля с грохотом разверзается под ним, и он проваливается неизвестно куда. Разбушевавшаяся стихия полностью поглотила и уничтожила его, но он этого уже не ощущает – его сознание летит в бездну вместе с ним. Когда наутро он приходит в себя посреди руин и обломков, окружающий мир оказывается совсем другим. На месте пещеры, которая еще вчера была его домом, осталась только груда камней. Река поменяла свое русло, ее течение стало быстрым, а вода – мутной. Там, где раньше виднелся маленький островок, теперь бушевал огромный водопад. Везде, куда ни глянь, среди поваленных бурей деревьев и догорающих пожарищ – трупы, погибших во время катастрофы животных. Пейзаж выглядит таким ужасным, что страх становится почти физическим ощущением. Человек чувствует, что уже не может здесь оставаться, что ему по-прежнему угрожает опасность. Так рождается его интуиция, имеющая много общего с инстинктом, которым руководствуются животные. Первобытный человек выжил только благодаря ей, а нынешняя цивилизация объявила интуицию чем-то вторичным в сравнении с интеллектом. Вот почему современный человек с таким трудом избегает всевозможных опасностей. Именно интуиция подсказала нашему бедолаге встать и идти, хотя тело не слушается, ноги не ходят, раны кровоточат, болят переломанные ребра. Но Глупец все-таки встал и тронулся в путь. Едва он успел найти временное убежище в дупле единственного уцелевшего дерева, как в поисках добычи появились дикие звери. Они шли за ним по следу и были голодны и свирепы. Человек понял, что и здесь оставаться опасно. Нужно искать новое убежище, место, где он мог бы жить. Как только звери утолили голод валявшейся везде падалью, Глупец покинул дупло и отправился в рискованный путь в неведомое, имея в своем багаже лишь страшный опыт катастрофы и наивную веру (граничащую с беззаботностью) в то, что теперь уж точно все будет прекрасно. В своих странствиях он увидел много замечательного: птиц, вьющих гнезда, зверей, выхаживающих свое потомство, беззаботно резвящееся на солнечной поляне, буйную растительность, огромные зеленые деревья – и нигде он не встречал даже намека на тот кошмар, который недавно пережил. Тогда он начал задумываться и увидел, что жизнь могущественнее, чем стихии. Ему захотелось выяснить, почему это так. И он пожелал новых знаний. Он понял, что только познание окружающего мира позволит ему избежать в будущем всех тех опасностей, которые совсем недавно были его единственной участью. Он стал пристальней наблюдать за тем, что встречал на пути, он научился видеть, как справляются с трудностями животные, со временем он даже начал использовать способы, которые подглядел у растений. Все это помогало ему выживать в трудных ситуациях. Он понемногу накапливал опыт, хотя многого еще не понимал, многое даже не умел назвать, а многое вообще был не в состоянии воспринять или запомнить. Но он старательно собирал в свою суму странника все, что встречал на пути. Конечно, не все складывалось гладко, но он был неутомим в своем странствии, которое постепенно привело его к пониманию многих законов, управляющих миром, а это влекло его еще дальше – к расширению горизонтов познания. И, в конце концов, он отыскал великую Мудрость, к которой стремился и так долго шел: он понял, что он – всего лишь Глупец, который все еще стоит в самом начале пути. Но тяга к познанию была настолько сильной, что он продолжал и продолжал свой путь, хотя он по-прежнему грозил многими трудностями и опасностями. Однако человек был тверд в своем подвиге накопления знания и опыта. И именно эта твердость позволила Глупцу стать Магом. Источник
Человек в своем странствии познал все, что его окружает: среду, в которой он обречен жить, законы, управляющие миром, правила, которые необходимо исполнять, предметы, которые можно использовать. Короче говоря, то, что прежде было сокрыто от него, перестало быть тайной. Странник начал понимать силу стихий, которые так его напугали, и старался теперь употребить эту силу в своих интересах. Его радовало, что огонь, вместо того чтобы обжигать, согревает и позволяет приготовить вкусную еду; что вода, которая вызывала наводнения и затопляла жилища, орошает пустыни, делая их плодородными; что пищу не надо теперь добывать с опасностью для жизни; что ветер, который раньше нес только вихри и ураганы, теперь крутит мельницы, которые перемалывают зерно в муку; что земля под ногами, которая раньше засыпала жалкие лачуги и пещеры, начала давать урожай, кормить домашних животных, что на ней теперь можно строить дома, дающие ощущение безопасности, – она стала символом достатка и богатства. Человек начал также углубляться в самого себя, и это позволило ему открыть тайны своей души. Он увидел, что главная сила сокрыта именно в ней. Он понял величайшую истину, что душа вечна, неуничтожима, что в ней содержатся неограниченные возможности. Он в первый раз почувствовал, что его могущество неограниченно. Он начал думать о себе: "я могуч, я властитель мира, я маг". Оказалось, что ему все доступно и для него есть только одно препятствие – то, которое он сам перед собой воздвигнет. Он слишком быстро забыл, что еще совсем недавно был Глупцом, всего боялся и ничего не понимал, не имея ни опыта, ни знания законов, управляющих окружающим миром. Усвоив лишь проблески знания, он уже почувствовал себя уверенным и всемогущим. Он объявил себя властителем мира и всего сущего. Он стал строить все более прочные и совершенные жилища, носить все более роскошную одежду, украшать и ублажать себя, используя накопленное знание и скрывая его от других людей. Он пожелал, чтобы знание приносило ему материальную выгоду. Добрый Бог сжалился над самым своим беспомощным творением и дал ему знание, чтобы он мог себя защитить, но человек, едва получив это знание, сразу начал его материализовывать, называя магией и собирая со своих собратьев плату за ее обладание и использование. Так появился ученый "Маг", который собирал сведения о законах природы, причинно-следственных связях, например, таких как "что внизу, то и наверху..." Он стал наблюдать небо и людей и, умея делать из этих наблюдений соответствующие выводы, накапливал опыт и знание. Он знал, когда надо сеять зерно, чтобы получить хороший урожай; когда разольется река, орошая поля; когда целесообразней выходить на охоту, чтобы сделать запасы; как увеличивать поголовье домашних животных. Он понял, где искать прочное дерево и камень, чтобы строить хорошие дома; как добывать руду и выплавлять из нее металл; как делать инструменты для строительства и земледелия, а также оружие, которое усиливало ощущение его безопасности. Он научился хорошо понимать поведение человека, видеть его страхи и использовать их. Маг стал самым авторитетным человеком в своем роду и племени, но ему пришлось заплатить за это огромную цену, которую нельзя было выразить в чем-то материальном. Ее можно назвать одиночеством, прикосновением к тайне, отягощенной ответственностью и постоянной проблемой необходимости выбора, который он должен делать для себя, соотнося с ним добро или зло, способные в одинаковой степени наполнять его душу. Именно в результате этого выбора он смог разделить магию на белую и черную. Таким образом, тайна уже не была тайной для Магов. Для них она стала образом жизни, тогда как для остальных она оставалась чем-то необычным, непонятным и неведомым, но благодаря опеке первых – не такой опасной, как когда-то для Глупца. Люди охотно вручали свою судьбу в руки Мага, безгранично доверяя его мудрости. Ведь так приятно переложить ответственность за свои проблемы на кого-то еще. А Маг умел ее принять, старясь уравновесить в себе и в мире мощь четырех стихий. Он был внимателен и наблюдателен, вникал не только в окружающий мир, но и во всю Вселенную. А насколько ему удавалось достичь внутреннего равновесия, оказывалось в зависимости от выбора, который он постоянно осуществлял внутри себя и от того, до какой степени его сердце подчинялось этому выбору. Мир постепенно осваивался, но еще не был полностью безопасным, а Бог наблюдал за этим процессом с Небес, как мы смотрим на детей, играющих в песочнице; и когда человечество начинало превышать свои полномочия, Бог призывал его к порядку. У Мага хватало ума понять, что он не имеет влияния на все на свете и что его знание, постоянно расширяясь, не является, однако, всеобщим. Постепенно прорастала в нем мысль о том, что есть Тот, кто управляет Землей, а, может быть, и всей Вселенной, Тот, от кого зависит много большее, чем от Мага. Он попробовал направить к Нему свои чаяния и просьбы людей своего племени. С большим или меньшим успехом облекал он свои верования в определенные формы, создавая на Земле или ища на Небе совершенный образец более могущественный, чем он сам – Бога. Он пришел к выводу, что люди нуждаются в специфическом посреднике для общения с таким всесильным существом, в том, кто посвятит свою жизнь только контактам с Ним, а, значит, эта личность будет занимать особое место в своем племени. Ее назвали Наивысшей Жрицей (название соответствующей карты на русском языке: "Папесса" – прим. переводчика).
"Спешите любить людей, они так быстро уходят..." (Я. Твардовский)
И вот появилась Она, женщина, интуитивно понимающая мир и потребности людей, умеющая поддерживать контакт с Величайшей Сущностью, самопожертвенно готовая вступиться за своих соплеменников. Она оказалась выбрана, так как была чиста душой и не заражена вирусом материализма, который поселился в душе Мага. Она была готова к Служению. Наивысшая Жрица стала хранительницей человеческой совести, соединила обыденное с Божественным. Она знала столько же, сколько знал Маг, а может быть, и более того, но никогда не использовала это ни против Человека, ни против Бога. Она была только посредником между все еще напуганными, не сознающими себя и окружающий их мир "людишками" и Богом. Она хорошо поняла суть человека и всей земной природы и полюбила все сущее на Земле. Она сострадала мучающей в родах женщине, но не оставляла вниманием и суку, ощенившуюся в кустах. Она понимала даже потребности брошенного в Землю зерна, которое от засухи не могло прорасти. Она настолько полюбила жизнь, что сама стала ею. Она в совершенстве познакомилась со всеми закоулками человеческой души, со всеми ее страстями и стремлениями. Она поняла, что мужчина жаждет власти и почестей, а женщина - любви и защищенности. Каждый мог к ней прийти и рассказать о своих печалях, опасениях и беспокойствах и уходил от нее выслушанным, обнадеженным и поддержанным с уверенностью, что отдал себя в добрые руки, а она, приняв людские печали, отправлялась в пустынь, туда, где нет людей, и просила у Бога милости для своих подопечных, раскладывая перед Его Ликом их просьбы. Когда количество страждущих неимоверно возросло, она стала сочинять молитвы и учить людей, как им самим попросить Бога о милости. Она убеждала угнетенных в том, что Бог - это Любовь и Доброта, а не монстр, который только и ждет, как бы им навредить. Она объясняла им законы природы, словно бы вынося наружу те знания, что открыл Маг, но оставлял только для себя. Она помогала всем, не делая различия между богатыми и бедными, женщинами и мужчинами, красавцами и уродами. Никто не умел так, как она, всмотреться в другого человека, животное или растение. Благодаря ей человек узнал, что несет в себе сокровище - бессмертную душу, которую он может развить в этой жизни и последующих воплощениях. В совершенстве понимая природу и будучи ее покровительницей и опекуншей, она научилась использовать ее дары для пользы живых существ. Она научилась готовить лекарства из трав, помогавшие людям и животным. Она знала, что "подобное лечит подобное", и была покровительницей гомеопатии и иного медицинского учения, опирающегося на принцип, что врач прежде всего не должен вредить. Она знала, что женщины красивы и научила их подчеркивать свою красоту. Она поняла, что мужчины хотят быть сильными и мудрыми, и подсказывала им, как этого достичь. Она полюбила детей и все другие невинные существа и всегда служила им своим знанием и любовью. Но своих детей у нее не было - она стала матерью всего живого. Зная все о любви, она никогда не стала ничьей любовницей или женой, но не по принуждению, а в соответствии со своим выбором - она слишком сильно любила людей, чтобы ограничить себя любовью к одному человеку. Она была мудра. Знания, собранные ею для передачи последователям, она никому не навязывала, понимая, что не все способны их принять, и потому еще, что ей это запретил Маг, опасаясь, что избыток знания у профанов, уменьшит его собственное влияния. Так началось продолжающееся и по сей день бесполезное и бессмысленное противостояние между мягкой, Лунной, безличностной, свободной Любовью Наивысшей Жрицы к людям и властной Солнечной, материальной, доминирующей агрессивностью Мага. На протяжении веков брала верх то одна сторона, то другая - была в истории эра матриархата, бывало, что Маг обрекал Наивысшую Жрицу на костер у позорного столба, - но никогда ни одна из сторон так и не могла победить окончательно. И не победит! Только согласованное существование Солнца и Луны, только соединение мужского и женского начал способно принести в мир гармонию. Однако сначала в нем властвовал матриархат. Благодаря опеке Наивысшей Жрицы, ее медицинским знаниям и молитвам, людское племя разрасталось. Стали образовываться определенные структуры, которым необходимо было обеспечить соответствующее функционирование. Племя требовало сильного вождя. Им не мог стать Маг, да он, собственно, и не хотел, поскольку видел себя в роли "серого кардинала", который из-за кулис решал многие вопросы, не беря на себя явной ответственности. Не могла стать вождем и Наивысшая Жрица: она была духовно повенчана с Богом и слишком любила людей, чтобы навязывать им что бы то ни было. Кроме того, она была слишком свободна и независима, чтобы подчиниться строгой иерархии. Но она так сильно привила людям своего племени веру в исключительные права женщины как матери и дарительницы Жизни, что таким вождем стала Императрица. Хотя в сердцах и душах людей первой воцарилась все-таки Наивысшая Жрица.