МБК OGMA - бог красноречия и воиской доблести Правосудие Описание.
Крепкий мужчина, одетый в шкуру льва, стоит с палицей в руке. В другой руке он держит книгу. Из языка его свисает цепочка, на которой за уши подвешены люди. Браслет змеи обвивает его руку. Характеристика. Это Бог Ogma, сын Бога знаний Дагда. В кельтской мифологии это бог красноречия (символ - цепь с людьми). Соответственно, эта карта - победа знания (символ - книга) над физической силой (палица опущена вниз). Но несмотря на это, Ogma был физически крепким человеком. Его можно было бы сравнить с Гераклом. Но он орудует не только оружием, а чаще даром убеждения. Он также изобрел письмо кельтов. Он был и поэтом, и воином
Огма - солнечноликий (grianainech) бог красноречия кельтов. Это бог поэт, музыкант и провидец, обладающий громадной физической силой. Предание гласит, что Огма создал огамической письмо, используемое кельтами и пиктами британского архипелага.
Огамическое письмо организовано с помощью коротких линий, расположенных на единой оси. Оргамическое письмо высекали на камнях, вырезали на прутьях ореха и осины и на коре. Согласно сагам некогда существовали большие библиотеки с огамическим письмом, но время пощадило лишь надписи, запечатленные на камнях (около 400 надписей).
Отцом Огма называют бога знаний Дагда. Считается, что Огма провожает души в потусторонний мир.
Отдельные предания Ирландии сообщают о том, что Огма женат на Етайн, дочери Диана Кехта. Во второй битве при Мойтуре Огма поверг Индеха, сына богини фоморов Домну. И Огму достался волшебный меч, способный поведать о подвигах с коим он, этот меч, был причастен.
Огма изображают старцем, в руке держащим палицу и облаченным в звериную шкуру. Уши стоящих вокруг Огма людей соединены с языком бога тонкими цепочками, ибо Огма - бог красноречия.
[Местом возникновения огамического письма принято считать Ирландию или юг Уэльса, а время возникновения письма относят на III в. В среде пиктов огамическое письмо используется до IX в.]
Огма МАРС:
Цезарь вполне закономерно приписывает ему воинскую функцию (Martem bella regere); у него имеются два островных соответствия:
- На королевском уровне:
Нуаду, король ирландских Племен богини Дану: он сам не участвует в битвах, но, согласно известному присловью, ;сражение нельзя выиграть без короля; (ni gebthar cath cen rig). Присутствующий король действует как ;неподвижная движущая сила;, регулирующая и успокаивающая воинскую функцию. В предании ;Битва при Маг Туред; рассказывается, что Нуаду потерял правую руку в битве против Фир Болг, и что вследствие этого дисквалифицирующего увечья вожди Племен богини Дану были вынуждены избрать среди фоморов его временного заместителя, можно сказать узурпатора. Этот заместитель, которого звали Брес, правил вплоть до того дня, когда его ненасытная алчность и самодурство вызвали бурю возмущения. Некий поэт подверг его поношению, вследствие чего он вынужден был отказаться от власти. Нуаду, обзаведшийся серебряным протезом руки, вернул себе королевский титул. Его атрибутом является ;меч света;, хотя функционально он прежде всего ;даритель; и гарант благосостояния страны. Имя его происходит от основы *nod-, также как имя британского Марса Нодонса (Nodenti или Nodonti в дательном падеже), засвидетельствованного в IV в. нашей эры в надписях храма в Лидни Парк возле устья реки Северн.
- На воинском уровне:
Огма, герой Племен богини Дану, был известен в Галлии под именем Огмий, бог уз, аналогичный ведическому божеству Варуне. Греческий писатель Лукиан Самосатский оставил единственное в своем роде описание этого бога: Огмий у него относится к типологии Геракла, а не Марса. Напомним, что в классической мифологии Геракл - это не бог, а полубог, то есть ;герой; в том смысле, каком этот титул понимался в Ирландии. Этой разницей объясняются все заблуждения по поводу галльского Марса, свойственные как древним, так и современным авторам. Само имя Огмия кажется не кельтским, а греческим или заимствованным из греческого (o ;путь;). Стало быть, Огмий является владыкой мертвых, ;проводником душ;, чье имя нельзя было произносить (что объясняет заимствование из греческого), отдаленным прототипом средневековых плясок смерти и эквивалентом описанного Цезарем ;Меркурия; в роли покровителя странников и купцов (средневековый ;великий дьявол денег;). Огмию в его разновиднности Mars Mullo (;из куч (трофеев);) галлы посвящали оружие побежденного врага, наступательное (копья, мечи, дротики) и оборонительное (шлемы, щиты, доспехи), в форме куч, которые нагромождали на поле битвы, или в форме ритуально разрушаемых в святилище даров, как в Гурне-сюр-Аронд (Уаза). Огмий/Огма предстает ;темной; стороной верховного божества, ;светлым; аспектом которого в Ирландии является Дагда. В Ирландии ему приписывалось изобретение магического огамического письма, а также покровительство красноречию, о чем упоминает и Лукиан Самосатский. В некоторых преданиях он именуется Элкмаром (;Завистник; или ;Великий Злодей;), персонажем, наделенным магическими способностями, но малодушным и трусливым, что соответствует его воинской символике и напоминает некоторые черты греческого Ареса.
Огма - это бог войны, но он не вершит ее сам; он руководит ее ходом и контролирует ее, это объясняет, почему воинская деятельность, требующая много энергии была уделом героев (в Ирландии Кухулина), а не правителя, и что воинская функция разделяется на два уровня:
- уровень героя, активного, но не действенного;
- уровень короля, неактивного в том смысле, что он не сражается сам, но ;действенного;, поскольку его присутствия достаточно для гарантии успеха (он ;регулирует; все общество, включая ;третью функцию;, король, в отличие от героя, распределяет энергию).
Сообщение отредактировал Вжик - Среда, 12.09.2012, 19:46
Огма, называемый также Кермэйт, что значит «ме- доустый», был богом литературы и ораторского искус- ства.
Он женился на другой Этэйн, дочери Диан Кехт, бога врачевания, и имел от нее семерых детей, сы- гравших более или менее заметные роли в мифоло- гии гэльских кельтов. Одного из них звали Туиреанн; трое его сыновей убили отца бога солнца, и им было приказано уплатить самый огромный за всю историю выкуп, по сравнению с которым все сокровища мира – ничто (см. главу 8 «Гэльские аргонавты») – Другой сын, Кэйрбр, стал профессиональным бардом Туатха Де Данаан, а трое других некоторое время правили кланом богов. Будучи покровителем литературы, Ог- ма, естественно, считался и создателем знаменитого кельтского алфавита огам. Огам – древнейшая форма письменности, возникшая в Ирландии и распростра- нившаяся по всей территории Великобритании. Над- писи, сделанные огамским алфавитом, обнаружены в Шотландии, на острове Мэн, в Южном Уэльсе, Девон- шире и в Силчестере, Гемпшире, древнеримском го- роде Каллева Аттребатум. Это письмо предназнача- лось для надписей на вертикальных каменных столбах и стенах. Знаки, обозначающие буквы, представляли собой точки или наклонные зарубки. Основные буквы алфавита огам таковы: Позднее, в рукописных текстах, эти знаки поменя- лись местами и стали располагаться на горизонталь- ной линии, над и под ней, а гласные стали обозначать- ся короткими черточками вместо зарубок, например: Выразительный образец надписи на алфавите огам – текст на колонне с небольшого мыса возле Данмор Хед в западном Керри. Эта надпись, читаемая по гори- зонтали, гласит: то есть «Эрк, сын сынов, или Эрка (потомок) Модовинии». Истоки этого алфавита остаются неясными. Некото- рые исследователи относят его к глубокой древности, а другие считают, что он возник уже после появления христианства в Ирландии. Однако в любом случае не вызывает сомнений, что он возник на основе латин- ского алфавита, и, следовательно, его создатели были знакомы с последним. Помимо своей функции покровителя литературы, Огма был еще и богатырем или, по крайней мере, силь- нейшим среди профессиональных силачей клана Туат- ха Де Данаан. Он носил титул «Грианайнех», что озна- чает «солнцеликий»; этим титулом он был обязан сво- ей сверкающей внешности.